Глава Рособрнадзора рассказал об итогах работы по созданию единой системы оценки качества образования в России

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки РФ, где рассказал об итогах работы по созданию единой системы оценки качества образования в России и задачах по использованию результатов оценочных процедур.
«Создана и на коллегии Минобрнауки одобрена единая система оценки качества школьного образования по всем уровням и всем предметам, и в 2017 году наша общая задача, чтобы результаты этой оценки влияли на качество образования. Мы диагностируем те проблемы, которые есть в школьном образовании, затем направляем эти данные в институты повышения квалификации, которые должны работать над улучшением системы образования», – сказал Сергей Кравцов.
Он отметил, что на всех уровнях образования необходимо добиваться объективности в оценке знаний школьников. Сейчас эта задача реализована при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ), важно, чтобы такой же уровень объективности был в государственной итоговой аттестации для выпускников 9 классов и в других оценочных процедурах в образовании.
«Нам удалось в течение нескольких лет привить культуру честного ЕГЭ, и хорошие результаты, с точки зрения доверия к этим результатам, стали уже нормой нашей жизни. Нам очень важно сохранить этот положительный тренд и приложить все усилия, чтобы в этом году и в последующие годы ЕГЭ прошел также безукоризненно», – заявила на заседании коллегии вице-премьер Ольга Голодец.
Высокий уровень организации ЕГЭ констатировала и глава Минобрнауки России Ольга Васильева. «ЕГЭ является самым объективным гарантом качества образования», – сказала она.
В качестве важных достижений она отметила совершенствование контрольных измерительных материалов ЕГЭ, из которых по всем предметам, кроме иностранных языков, исключена тестовая часть, а также продвижение работы по включению в итоговую аттестацию устного экзамена по русскому языку. Апробация модели устного экзамена для девятиклассников будет проведена в этом году.
Глава Рособрнадзора сообщил, что досрочный период ЕГЭ 2017 года начался без сбоев. «ЕГЭ проходит в штатном режиме», – сказал он.
Сергей Кравцов отметил, что результаты объективного ЕГЭ необходимо использовать для повышения качества образования. Он привел пример реализации проекта «Я сдам ЕГЭ» на Северном Кавказе, который позволил в 2-3 раза сократить в прошлом году в регионах СКФО число выпускников, не набравших минимальные баллы ЕГЭ по обязательным предметам для получения аттестата.
Руководитель Рособрнадзора обратил внимание на результаты национального исследования качества образования (НИКО) по иностранным языкам, которое было проведено в 2016 году. Исследование показало низкий уровень освоения иностранных языков у учащихся 5 и 8 классов. По словам Сергея Кравцова, на основе данных этого исследования уже разработана дорожная карта по подготовке к введению в 2022 году обязательного ЕГЭ по иностранным языкам.
«В прошлом году был реализован беспрецедентный проект по проведению Всероссийских проверочных работ, в котором участвовало более 30 тысяч школ. В этом году эта работа будет продолжена. ВПР в 4 классах будут обязательными, в 5 и 11 пройдут добровольно», – рассказал глава Рособрнадзора.
Также он отметил проведенное в прошлом году исследование компетенций учителей математики, русского языка и литературы, показавшее, что значительный процент учителей имеет недостаточный уровень предметной и методической подготовки. Улучшить ситуацию с подготовкой школьных педагогов, по словам Сергея Кравцова, должно внедрение объективной системы аттестации школьных учителей. Он сообщил, что 10 регионов уже выразили желание поучаствовать в пилотном проекте по объективной аттестации.
Глава Рособрнадзора добавил, что ведомство продолжает работу по проверкам вузов. «Наша принципиальная позиция – все вузы равны: государственные, негосударственные, отраслевые. Все должны выполнять требования федеральных государственных образовательных стандартов. Там, где есть проблемы, принимаются соответствующие административные решения», – сказал он.
Задачами на 2017 год Сергей Кравцов назвал продолжение совместной работы с Минобрнауки России по всем перечисленным направлениям.