ФИОКО: Pisa in Focus #101. Как PISA определяет и измеряет читательскую грамотность?

  • Результаты исследования PISA-2018 по чтению, математике и естественным наукам были опубликованы 3 декабря 2019 года.
  • В оценке грамотности приняли участие более 600.000 15-летних учащихся из 79 стран и экономик. Впервые участниками исследования стали Белоруссия, Босния и Герцеговина, Бруней-Даруссалам, Марокко, Филиппины, Саудовская Аравия и Украина, а также провинция Чжэцзян (Китай).
  • PISA-2018 сосредоточила внимание на читательской грамотности учащихся. Новая структура для оценки читательской грамотности была разработана для того чтобы отразить, как изменилась читательская грамотность за последнее десятилетие. В частности, распространенность чтения в цифровой среде была отражена в результате уделения большего внимания чтению текстов из нескольких источников.

Каждые три года образовательное сообщество всего мира с нетерпением ожидает публикации последних результатов PISA. В дополнение к результатам по оценке грамотности чтения, навыкам по математике и естественным наукам, в декабре прошлого года были опубликованы результаты по вопросам равенства в системах образования, школьном климате и благосостоянии учащихся.

Каждые три года исследование PISA меняет основной объект оценки грамотности, и оценка PISA-2018, как и оценки PISA-2000 и 2009, была сосредоточена на чтении. Определение читательской грамотнрсти, согласно PISA, за этот период практически не изменилось; в 2018 году его можно обобщить как понимание, использование, оценка, размышление и взаимодействие с текстами для достижения своих целей, развития своих знаний и потенциала, а также для участия в жизни общества.

Но, в сравнении с 2009 годом, люди стали читать по-другому. Чтение теперь включает не только печатные издания, но и электронные форматы. Это привело к увеличению количества текста, с которым приходится сталкиваться ежедневно, при этом более важным становится то, чтобы учащиеся могли различать факты и мнение, а также были способны ориентироваться в различных источниках текста, чтобы обрести понимание.

Естественно, PISA адаптировалась к этим изменениям. Новая система оценки чтения была разработана для исследования PISA-2018 и была принята в 70 системах образования, которые проводили оценку с использованием компьютера. Эта структура сделала больший акцент на способности находить, сравнивать, сопоставлять и интегрировать информацию из нескольких источников. Чтобы оценить читательскую грамотность по нескольким источникам, многие новые задачи были основаны на текстах, состоящих из нескольких блоков, каждый из которых создавался отдельно разными авторами, или в разное время. Примерами таких текстов могли бы быть онлайн-форум с разнообразными постами и блог, который ссылается на статью из газеты. Использование компьютеров позволило внедрить различные инструменты цифровой навигации (например, гиперссылки или вкладки) и представить такие задачи в реалистичном сценарии, в котором количество доступных источников текста увеличивается по мере прохождения учащимся теста.

Использование нескольких источников для решения вопроса по тексту не должно автоматически означать большие трудности. Каждый отдельный источник в вопросе (или «элементе»), для решения которого требуется несколько источников, должен быть кратким и написанным простым для понимания способом; такой вопрос не обязательно будет сложнее, чем вопрос, для решения которого требуется только один источник, но он будет длиннее и сложнее для чтения. Тем не менее, использование текстов из нескольких источников действительно расширяет спектр процессов и стратегий чтения, которые измеряет PISA. Теперь учащиеся должны искать информацию в нескольких документах; интегрировать информацию в тексты для получения выводов; оценивать качество и достоверность источников; и справляться с противоположной информацией из разных источников.

Некоторые пункты оценки исследования PISA-2018, которые были обнародованы, иллюстрируют использование текстов, состоящих из нескольких источников, для получения правильного решения. В пункте 7 из выпущенного раздела «Рапа-Нуи» учащихся попросили ответить, что, по их мнению, привело к исчезновению больших деревьев на острове Рапа-Нуи, основываясь на прочтении трех источников в блоке: публикации в блоге профессора; рецензии на книгу «Коллапс», на которую ссылается профессор в своем блоге; и статьи под названием «Разрушали ли полинезийские крысы большие деревья на острове Рапа-Нуи?», в которой обсуждается теория, предложенная в книге «Коллапс», и в которой также представлена новая теория. На этот вопрос нет однозначного правильного ответа; вместо этого учащиеся должны сравнить информацию из трех блоков текста, оценить их достоверность и логику и оценить правильность своих утверждений. В действительности, такие ответы, как «Слишком сложно понять на основании того, что я прочитал. Мне нужно больше информации» также были полностью засчитаны.

  

Пункт 6 из задания «Рапа-Нуи» также требовал, чтобы учащиеся использовали несколько источников текста. В этих источниках обсуждались две конкурирующие теории. Студенты должны были определить причины общего последствия, предлагаемого каждой теорией, и само последствие. Для этого учащимся необходимо было объединить информацию из рецензии на книгу и новостной статьи, в которой указывались причины; затем они должны были определить конкретный результат, который обсуждался в источниках, игнорируя отвлекающую информацию.

 

Повышенное внимание к использованию нескольких источников было не единственным изменением в оценке читательской грамотности исследования PISA-2018. В тесте также оценивалась беглость чтения, которая определяется как легкость и эффективность, с которой учащиеся читают фрагмент текста, с помощью задания определить, имеют ли смысл отдельные предложения. Также использовалось адаптивное тестирование, которое предоставляло учащимся задания, нацеленные на проверку уровеня их способностей, и, таким образом, позволяло более точно измерить уровень мастерства учащихся. Для получения дополнительной информации см. Оценочную и аналитическую структуру PISA-2018.

Вывод

Оценка читательской грамотности исследования PISA-2018 была обновлена, чтобы отразить развивающуюся природу чтения учащихся, в первую очередь за счет большего акцента на использовании нескольких источников для достижения решения задач. Тем не менее, PISA по-прежнему определяет читательскую грамотность – способность взаимодействовать с текстами – во многом так же, как и в прошлом, и результаты, которые были опубликованы в декабре, так же дают ответы на вопросы, которые на протяжении десятилетий волновали педагогов:

  • Какие страны смогли повысить позиции по успеваемости своих учащихся до самых высоких уровней PISA? Какие страны смогли сократить долю малоэффективных учащихся?
  • В каких странах / экономиках отстающие учазиеся обладают наилучшими шансами на то, чтобы преодолеть свои недостатки и встать вровень с лучшими учазимися в своей стране/экономике?
  • Как время, проведенное учащимися в школе, связано с их благополучием как в школе, так и за ее пределами?