PISA: к принятию самостоятельных финансовых решений во взрослой жизни готовы более 60% российских школьников

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подвела итоги исследования финансовой грамотности 15-летних школьников из разных стран, которое проводилось в рамках программы PISA в 2018 году. Результаты России по финансовой грамотности улучшились на 9 баллов относительно исследования 2012 года и составили 495 баллов. В целом, российские обучающиеся показали результаты, сопоставимые со странами ОЭСР.
 
PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой ОЭСР. Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения. Финансовая грамотность является дополнительной областью исследования PISA. В исследовании финансовой грамотности в 2018 году принимали участие 20 стран.
 
Финансовая грамотность подразумевает набор знаний и умений, для описания которых в исследовании PISA используется пять уровней. Решению рядовых финансовых задач в повседневной жизни соответствует третий уровень финансовой грамотности. По данным исследования 2018 года, более 60% российских школьников достигают третьего или выше уровня финансовой грамотности по шкале PISA. В то же время, российские школьники в два раза реже, чем школьники в странах ОЭСР, достигают высшего (пятого) уровня финансовой грамотности.
 
Полученные данные означают, что обучающиеся школ в России понимают распространенные финансовые понятия, термины и применяют эти знания в типичных ситуациях. Они также понимают последствия финансовых решений и могут выполнять простое планирование в знакомых ситуациях. В то же время, у них заметно меньше знаний о сложных финансовых инструментах и ситуациях, им сложнее дается прогнозирование отдаленных последствий финансовых решений.
 
14% российских школьников не готовы к принятию повседневных самостоятельных финансовых решений (выбрать тариф мобильной связи; понять, правильно ли выставлен счет; оценить, можно ли передавать данные банковской карты третьим лицам).
 
Большинство российских подростков имеют собственные деньги. В основном, это деньги, полученные в подарок или на карманные расходы от родителей. 50% подростков подрабатывают в свободное от учебы время.
 
Подростки активно включаются в финансовые операции: 50% владеют банковской картой и у 32% есть собственный счет в банке. Более 60% российских подростков чувствуют себя уверенно при выполнении финансовых операций (оплатить покупку банковской картой, мобильным устройством, выполнить денежный перевод и т.д.), а в плане использования цифровых финансовых возможностей даже опережают своих сверстников из стран ОЭСР.
 
В России, как и в других странах, принявших участие в исследовании, финансовая грамотность показывает высокую взаимосвязь с уровнями читательской и математической грамотности. Различия в социально-экономическом статусе учащихся объясняют только 10% разницы в результатах, что соответствует среднему уровню влияния этого фактора в странах ОЭСР.
 
Значительную роль в финансовом образовании школьников играет семья: 8 из 10 учащихся обсуждают с родителями финансовые вопросы. При этом подростки, часто обсуждающие с родителями финансовые темы, показали значимо более высокие результаты финансовой грамотности.
 
По данным исследования, уроки финансовой грамотности в школе оказывают значимое влияние на повышение финансовой грамотности российских школьников и их уверенность при выполнении финансовых операций. Финансовое образование в школе повышает уверенность подростков при совершении финансовых операций (+17%) – больше, чем общение с родителями на тему финансов (+13%).
 
С полной версией национального отчета о результатах исследования финансовой грамотности в рамках PISA-2018 можно ознакомиться на сайте Федерального института оценки качества образования.