Россия сохранила и упрочила свои позиции по всем направлениям международного сопоставительного исследования качества образования TIMSS, уверенно войдя в шестерку мировых лидеров.
TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное исследование по оценке качества математической и естественно-научной подготовки школьников разных стран. Исследование проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) раз в четыре года. В рамках TIMSS оценивалась общеобразовательная подготовка учащихся 4-х и 8-х классов, последний цикл исследования был проведен в 2019 году.
По естествознанию в 4 классах российские школьники вошли в тройку лидеров с результатом 567 баллов, обойдя школьников Японии и уступив только своим сверстникам из Сингапура и Республики Корея.
В 8 классах по естественно-научной подготовке Россия усилила свои позиции, поднявшись сразу на два места – с 7 на 5 с результатом в 543 балла, обойдя таких лидеров как Гонконг, Финляндия и Литва (впереди Сингапур, Тайвань, Япония и Республика Корея).
По математике общий балл российских школьников вырос в обеих параллелях. Четвероклассники повысили свой результат с 564 до 567 баллов, поднявшись на 6 место и обойдя своих сверстников из Северной Ирландии. Впереди России остаются только азиатские лидеры в сфере образования: Сингапур, Тайвань, Республика Корея, Япония и Гонконг.
По математической подготовке в 8 классах группа лидеров та же, что и в 4 классах. Российские школьники увеличили общий балл с 538 до 543 баллов, сохранив за собой 6 место.
«Сегодня, глядя на результаты TIMSS 2019 года, мы можем однозначно сказать, что лидерские позиции российского школьного образования в этом направлении сохраняются, мы остаемся в числе 10 ведущих стран по итогам этого исследования, а места России в рейтинге TIMSS даже несколько повысились. Таким образом, мы продолжаем давать школьникам качественную фундаментальную подготовку и должны направить усилия на то, чтобы, с одной стороны, не потерять ее, а с другой – придать системе общего образования большую практическую направленность, научить наших школьников лучше применять полученные знания на практике», – прокомментировал результаты исследования министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Он выразил уверенность, что динамика результатов России в этом и других исследованиях позволит достичь поставленную президентом РФ цель – вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.
«Наши школьники показали хорошие результаты. Это можно считать успехом нашей системы образования и эту высокую планку мы удерживаем уже в течение многих лет», – отметил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
По его словам, российская система оценки качества образования позволяет выявить школы с низким образовательными результатами в масштабах страны и включить их в программу помощи. Такая программа «500+» уже реализуется Рособрнадзором в этом году в пилотном режиме и будет существенно расширена на будущий год. «Я думаю, именно этот проект в течение нескольких лет очень сильно повлияет на результаты не только этого, но и других международных исследований, в которых Российская Федерация принимает активное участие», – заявил Анзор Музаев.
В исследовании 2019 года приняли участие более 580 тысяч учащихся из 64 стран мира. В российскую выборку участников исследования вошли более 4 тысяч четвероклассников из 201 школы и почти 4 тысячи обучающихся 8 классов из 204 школ. В общей сложности в исследовании TIMSS-2019 принимали участие школьники из 49 регионов России.
Отличительной особенностью TIMSS-2019 стало то, что это исследование впервые было проведено в компьютерном формате с использованием интерактивных заданий.
Отчет о результатах исследования TIMSS-2019 опубликован на сайте Федерального института оценки качества образования.