Количество участников единого государственного экзамена (ЕГЭ) и основного государственного экзамена (ОГЭ) из числа инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ежегодно увеличивается, для них создаются все необходимые условия для комфортной сдачи экзаменов, рассказал временно исполняющий обязанности руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе заседания Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды и дети-инвалиды имеют право добровольно выбрать, в какой форме они будут проходить государственную итоговую аттестацию: в форме ЕГЭ и ОГЭ или государственного выпускного экзамена (ГВЭ). В отличие от ЕГЭ и ОГЭ, ГВЭ проводится в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий и билетов.
В 2017 году ЕГЭ выбрали 6236 обучающихся с ОВЗ, в 2018 – 6730, в 2019 – 6849. Число участников ОГЭ с ОВЗ также ежегодно возрастает, в 2017 году их было 7953, в 2018 – 8434, в 2019 – 9451. Для этой категории участников создаются особые условия: увеличенная продолжительность времени экзамена, организация питания и перерывов, условия для беспрепятственного доступа в аудитории и организация рабочего места с учетом состояния здоровья, помощь ассистентов. В 2019 году было организовано 28 пунктов проведения экзаменов в лечебных учреждениях, в которых выпускники находятся на длительном лечении, и 431 экзаменационный пункт на дому.
«За прошедшие годы мы очень многое сделали, чтобы эти участники сдавали экзамены без стресса и в комфортных условиях, и мы видим, что большинство из них выбирает для сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Мы ежегодно проводим консультации с различными организациями и ассоциациями инвалидов, чтобы максимально учесть все нюансы при организации экзаменов для участников с ограниченными возможностями здоровья», – отметил Анзор Музаев.
Он также рассказал, что Рособрнадзор уделяет особое внимание наличию условий для участников с ОВЗ при проверках вузов и рекомендует делать то же самое органам исполнительной власти субъектов РФ при проверках школ и организаций СПО. К числу типичных нарушений в работе вузов относятся: отсутствие специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, необходимой материально-технической базы и обязательной информации на официальном сайте. По факту этих нарушений Рособрнадзором предпринимаются административные меры, в том числе в 2019 году был запрещен прием в три вуза, где не были созданы условия для обучения инвалидов и участников с ОВЗ. В ходе приемной кампании 2019 года Рособрнадзором была открыта специальная «горячая линия» по вопросам приема в вузы лиц с ОВЗ, инвалидов и детей-инвалидов.
Руководитель рабочей группы, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олег Смолин поблагодарил Рособрнадзор за совместную работу. Он обратил внимание на проблемы, которые остаются при организации обучения участников с ОВЗ: обеспеченность учебниками и специальными контрольными измерительными материалами для проведения всероссийских проверочных работ, организация профориентации с учетом особенностей здоровья, проблемы межведомственного взаимодействия и ряд других.
Участники заседания рабочей группы обсудили организацию специальных образовательных условий для различных категорий обучающихся с ОВЗ, совершенствование нормативной базы, проблемы трудоустройства выпускников.
«Все вопросы и предложения мы обязательно учтем в дальнейшей работе», – заявил Анзор Музаев. Он добавил, что Рособрнадзор будет и в дальнейшем проводить подобные встречи и активно участвовать в решении проблемных вопросов, касающихся обучения участников с ОВЗ.